Всем добрый день. Выношу на обсуждение письмо Лужкову, к которому планируется приложить собранные подписи. Огромную работу по редакции проделала Tatyana, большое спасибо! Ждем критики и замечаний от ВАС. Мэру г. Москвы Ю. М. Лужкову
от инициативной группы жителей района Ясенево
“За чистый воздух в Ясенево”
15 февраля 2009 г.
Открытое письмо
Уважаемый Юрий Михайлович, жители нашего района до крайности обеспокоены постановлением Правительства Москвы 313-ПП от 22.04.2008 г. в соответствии с которым в дополнение к трем существующим в столице мусоросжигательным заводам (МСЗ) до 2015 года планируется построить еще шесть. Один из которых планируют расположить в непосредственной близости от наших домов.
Мировая практика использования МСЗ показывает, что применение этой технологии является опасной для экологии и здоровья людей, проживающих вблизи МСЗ. Независимо от того, насколько современным оборудованием оснащены МСЗ, они все равно выделяют токсичные вещества: содержащие хлор и бром диоксины, ПХБ, ПХН, тяжелые металлы, диоксиды серы и азота. Выделяется значительное количество веществ, токсичность и воздействие на человека которых не изучена. Наибольшую опасность из перечисленных соединений представляют диоксины. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001), к которой Россия присоединилась в 2002 г, рассматривает диоксины как одни их самых опасных веществ для здоровья человека и как вещества, загрязняющие окружающую среду. Они проявляют устойчивость к разложению, характеризуются биоаккумуляцией и являются объектами трансграничного переноса по воздуху и воде, осаждаются на большом расстоянии от источников их выброса, накапливаясь в экосистемах суши и водных экосистемах.
Ряд медицинских исследований, проведенных в европейских странах, прямо указывает на увеличение случаев рождения детей с врожденными аномалиями, увеличение количества онкологических и респираторных заболеваний среди людей, проживающих вблизи МСЗ. По информации Гринпис у работников МСЗ Швеции отмечено увеличение в 3,5 раза смертности от рака легких, в 1,5 раза - от рака пищевода, в 2,8 раза от рака желудка. При исследовании состояния здоровья населения, проживающего в зоне действия МСЗ, в Италии отмечено увеличение в 6,7 раза вероятности смерти от рака легких. При обследовании 14 млн. человек, проживающих в пределах 7,5 км от 72 МСЗ в Великобритании, отмечено увеличение на 37% смертности от рака печени, в 2 раза вероятности смерти детей от раковых заболеваний. Обследование населения, проживающего вблизи двух МСЗ в Бельгии, показало увеличение на 26% вероятности возникновения врожденных уродств. Аналогичные данные можно привести для США и Японии.
Кроме того, сжигание твердых бытовых отходов не только представляет опасность для здоровья людей, но и экономически неэффективно. В российской газете (N4786 от 6 ноября 2008 г.) помещено интервью министра экологии и природопользования Московской области, Аллы Качан, в котором она дает такую оценку: "Мусоросжигание - самый экологически опасный и дорогой способ утилизации ТБО".
Добавлено (15.02.2009, 16:05)
---------------------------------------------
В докладе Гринпис "мусорная революция" приведен сравнительный анализ экономической эффективности различных технологий переработки мусора в сравнении с сжиганием. Авторы убедительно доказывают, что мусоросжигание более чем в полтора раза превосходит по затратам переработку смешанных отходов и в 6 раз - раздельно собранных.
Последним и основным аргументом сторонников строительства МСЗ в черте Москвы является утверждение, что подмосковные полигоны исчерпают себя через 3-4 года (городская целевая программа по обращению с коммунальными отходами на 2009-2015 гг). На данный момент в области принимают Московские отходы на шести полигонах. Однако в уже упоминавшемся интервью Аллы Качан приведена информация о строительстве в рамках целевой программы "Экология Подмосковья на 2009 - 2011 гг." пяти межмуниципальных полигонов ТБО и двух полигонов для промышленных отходов. По словам чиновника: "И область и столица заинтересованы сотрудничать в наведении чистоты. …главная задача - создание объектов совместного пользования на взаимовыгодных условиях". Получается, ресурсы для относительно безопасной утилизации мусора еще есть. При внедрении раздельного сбора мусора и его переработки, можно значительно сократить объем поступающих на полигоны отходов. Этот подход успешно реализуется в московской области, где уже работают 16 мусоросортировочных комплексов и до до 2010 года будет построено еще 15 мусоросортировочных и не менее 6 мусороперерабатывающих заводов. К слову сказать, ни одного специализированного полигона для размещения высокотоксичных отходов МСЗ в области не предусмотрено.
Таким образом, строительство МСЗ порождает много новых проблем: загрязнение всех сред (воздушной, водной, почв) вновь созданными крайне опасными продуктами сгорания; рост заболеваемости в самых опасных классах болезней (онкологических, врожденных аномалий, респираторных); серьезный экономический перекос бюджетов по статье расходов на охрану окружающей среды; заметное торможение развития технологий по вторичному использованию и утилизации отходов.
Что касается планируемого строительства МСЗ в промзоне N62 "Теплый стан" (Приложение 1), то проведенный нами анализ существующих нормативно-правовых актов* в сфере экологического законодательства показывает, что размещение подобного объекта, заявленной мощности (360 000 тонн/год) невозможно по ряду причин:
Добавлено (15.02.2009, 16:06)
---------------------------------------------
1. Площадка для завода находится рядом с Московской кольцевой дорогой, для которой в этом месте фоновые концентрации вредных веществ уже превышают ПДК по диоксиду азота (0,262 мг/м3, при предельном значении 0,2 мг/м3) имеют верхнее предельное значение по оксиду углерода (0,5 мг/м3) (см. Приложение 2). В соответствии с п. 3.5 СанПиНа на территории с превышением показателей фона выше гигиенических нормативов не допускается размещение промышленных объектов и производств, являющихся источниками загрязнения среды обитания и воздействия на здоровье человека.
2. МСЗ мощностью выше 40 тыс. тонн в год является предприятием I класса опасности и на него установлена санитарно-защитная зона размером 1 км (п. 7.1.12 СанПиНа). В соответствии с п.5.1 СанПиНа в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, спортивные сооружения, образовательные и детские учреждения. В нашем случае в километровой зоне находятся 2 жилых микрорайона, 5 детских садов, 3 школы, православная гимназия "Радонеж". На этой территории проживает свыше 20 тысяч человек. В соответствии с п. 3.2 СанПиНа в проекте санитарно-защитной зоны должны быть предусмотрены мероприятия по отселению жителей в случае необходимости. Готовы ли авторы проекта на переселение 20 тысяч человек и предусмотрели ли они, куда будут отселять такое количество людей?
________________
*Основным документом здесь являются Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (далее СанПиН) разработанные на основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" с учетом Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и Земельного кодекса Российской Федерации.
3. Также в санитарно-защитной зоне не допускается размещение ландшафтно-рекреационных зон и зон отдыха (п. 5.1 СанПиНа), но всего в 150 метрах от территории проектируемого МСЗ находится Голубинский лесопарк, являющийся излюбленным местом отдыха местных жителей. В соответствии с Постановлением Правительства Москвы 854-ПП от 07.12.2004 г. Голубинский лесопарк запланирован как особо охраняемая природная территория г. Москвы.
4. В соответствии с п. 5.2 СанПиНа в санитарно-защитной зоне не должны находиться комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды. Но в 600 метрах от территории проектируемого МСЗ находится граница Коньковского регулирующего водопроводного узла, который снабжает питьевой водой весь Юго-Запад столицы.
5. Так же в соответствии с п. 5.2 СанПиНа в санитарно-защитной зоне не должны находиться оптовые склады продовольственного сырья и продуктов. Но через кольцевую дорогу, всего в 400 метрах от планируемого МСЗ, располагается торговый комплекс "Мега" в котором находится гипермаркет "Ашан" - один из крупнейших продуктовых магазинов Москвы, имеющий крупные склады продуктов.
Однако, на неоднократные обращения в самые различные инстанции конструктивных ответов (и по существу вопроса) получено не было. Выходит, что на основании одного только постановления Правительства Москвы, местные чиновники готовы игнорировать федеральное законодательство и его подзаконные акты (СанПиН). В планах авторов проекта заложено уменьшение санитарной зоны с 1000м до 200м на основании того, что планируемый завод является "предприятием современного типа". Ни в одном тексте экологического законодательства мы не встретили такого определения, нет его и в действующем на данный момент СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Тем не менее, в соответствии с директивой 1-го заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова о заключении с ГУП "Экотехпром" договора аренды на земельный участок в промзоне "Тёплый Стан" (Приложение 3) МосКомАрхитектура выделят участок под строительство МСЗ в промзоне "Теплый Стан" с санитарной зоной в 350м (Приложение 4). По нашему мнению, это является грубым нарушением существующего законодательства.
На основании вышеуказанного мы призываем Вас:
1. Отменить Постановление Правительства Москвы 313-ПП от 22.04.2008 в части, рассматривающей строительство мусоросжигательных заводов в черте города Москвы вопреки существующим нормам СанПин. Рассмотреть все возможности сотрудничества с Московской областью в этом вопросе, в том числе возможность создания мусороперерабатывающих комплексов на территориях уже существующих полигонов.
Добавлено (15.02.2009, 16:06)
---------------------------------------------
2. Пересмотреть стратегию обращения с отходами в пользу технологий нетермической переработки.
3. Проследить за выполнением части Городской целевой программы по обращению с коммунальными отходами на 2009-2015 гг, направленной на развитие научно-обоснованных стратегий обращения с вторсырьем, внедрение системы раздельного сбора отходов и вторичного сырья в административных округах, развитию инфраструктуры производственно-заготовительных предприятий.
Выражаем надежду на то, что Вы, Юрий Михайлович, найдете время на всестороннее изучение проблемы строительства МСЗ и дадите указания чиновникам всех уровней устранить указанные нарушения. Нас вдохновляет пример наших Зеленоградских единомышленников, показывающий, что диалог населения и городских властей все же возможен.
Недавно (5 февраля) состоялась передача более 100 000 тыс. подписей, собранных Гринпис и 17 000 тыс. подписей собранных ИГ ""За чистый воздух в Ясенево" под обращением к президенту Российской Федерации о запрещении строительства МСЗ в России и в защиту перерабатывающих технологий.
Мы верим, что сможем защитить своё право на благоприятную среду проживания в нашем любимом городе и районе.
*приложение1 - план размещения завода в промзоне.
*приложение2 - значения фоновых концентраций.
*приложение 3 - директива Бирюкова
*приложение 4 – ответ из Москомархитектуры